Упрощённая классификация контента

Упрощённая классификация контента

Наткнулся на пост, что нельзя жаловаться на жизнь. Хотя чего уж там. Я на такие посты регулярно натыкаюсь, но в этот раз конкретно пригорело. Автор просит утереть слёзки и вспомнить, что негры голодают, азиаты болеют, а в Венесуэле инфляция выше 500%. Это всё плохо, конечно. Но при чем тут мы?

Это можно не читать.

Такие публикации не несут никакой пользы, никаких новых знаний, не спасают от настоящей депрессии. Не способны даже из апатии вытащить. У них только одна цель: собрать больше лайков и репостов, чтобы раскрутить площадку, чтобы подороже продать рекламу, и чтобы срубить побольше бабла. Это хайп на провокации.

Эта статья про контент

В. Васнецов. «Витязь на распутье». 1877

Людям нравятся только два вида информации. Один вид приносит конкретную практическую пользу, второй — мгновенно дарит эмоции. Практика показывает, что полезный контент редко бывает коротким: книги, документальные фильмы, статьи, лекции, университет, школа. Такая информация дается тяжело, но человек ее по-настоящему любит. Иначе прогресса бы не было.

Единственное, что мешает ему читать книги, смотреть обучающие фильмы, или даже просто читать обстоятельные статьи — огромная куча эмоционального дерьма.

Эмоциональный контент — это не только смешные картинки. Это еще и страшилки, якобы интересные факты, цитаты, мемы, скандалы, интриги, расследования. Они легко отвлекают внимание и заполняют пространство. Расскажу о каждом:

Смешинки привлекают внимание, вызывают улыбку. Выделяется эндорфин и дарит такое сладкое ощущение счастья. Они легко вызывают вирусный эффект: их отправляют друзьям, постят к себе на страницу. В некоторых кругах можно и вовсе оказаться лохом, если ты не заценил «крутую ржаку».

Страшилки действуют абсолютно так же, но от обратного. Страх — сильная эмоция. Обычному человеку совершенно нечего бояться, мир уныл, угрюм и безопасен. А прочитав или посмотрев страшилку, человек получает порцию адреналина в кровь. И не нужно со стула вставать.

Факты, цитаты, скандалы, интриги и расследования — это элементы псевдополезного знания. Фаст-фуд для мозга. Человеку кажется, что он получает пользу, но это не так. Кроме как блеснуть умом перед друзьями, эта информация никак не помогает в жизни.

Идеальный контент

Valentin Serov. Peasant Woman in a Cart. 1896

Полезный и эмоциональный контент может скрещиваться. Например, художественные фильмы, которые одновременно показывают чужой жизненный опыт и дарят эмоции. Книги, которые увлекают сюжетом, смешат и пугают, но тут же помогают пополнить словарный запас, увидеть какие-то идеи и решения. Нон-фикшн потому и успешен, что польза построена на эмоциях.

Представим, что телега это эмоции, а конь — польза. В телеге без коня и удобно, и весело, но никуда не едешь. На коне без телеги и седла едешь, но жопа болит.

Сидеть в телеге без коня — пустая трата времени, ехать без нее — мука. Информации так много, что всегда можно найти запряженного коня и получать для себя и пользу, и эмоции. И дело даже не в необходимом комфорте, без него можно и обойтись. Дело в эффективности.

Статья без примеров будет полезной, но не все смогут понять ее в полной мере. Какие-то вещи можно объяснить только через эмоции. Эмоции и польза как отдельные элементы неэффективны, но в совокупности становятся мощными инструментами и помогают друг другу.

Максим Ильяхов называет эмоции в статье чувственным опытом. Чувственный опыт полезен только в смешении с пользой. Без этого он становится смешной картинкой, страшилкой или цитатой Генри Форда. Польза без чувственного опыта становится диссертацией по сопромату.

Аудитория контента

Клод Моне. Пруд с водяными лилиями. 1919

У любого контента есть аудитория. Кому-то бесполезно читать эту статью, мне бесполезно разглядывать Моне. Картина для меня выступает только как эмоциональный контент. И причина тут одна: я ничего в них не понимаю.

Это работает и наоборот. Какой-нибудь физик читает исследование про размер щелей сверхпроводников и получает пользу вместе с эмоциями. Он видит шикарную упряжку с каретой. А я как гуманитарий вижу это:

От ваших интересов зависит польза, от культуры — эмоции. Кому-то кажется полезным убивать время в соцсетях. Но кто я, чтобы их судить? Понимаю, что владельцам пабликов в стиле МДК плевать на мое мнение. Ибо какая разница, чем ты зарабатываешь, если ездишь на Порше, а нервный редактор на метро.

Но все-таки, жизнь не говно

Каждому выпала своя доля, свои препятствия и амбиции. И каждый заботится о себе. Волонтеры и филантропы заботятся о себе через помощь другим. Бизнесмены через предпринимательство, писатели через книги, родители через детей. В здоровом эгоизме нет ничего плохого.

Иерархию уровней жизни нельзя отрицать. И нельзя использовать, чтобы иллюзорно поднять уровень жизни. То, что негры голодают, азиаты болеют, а в Венесуэле инфляция выше неба, не дает никому права сесть на стул и радоваться, что у него есть еда в холодильнике. Да и вообще холодильник.

Поделиться
Отправить
Запинить
2017  
Популярное